Статья 21. Утверждение и введение в действие требований к дизайн-деятельности 21.1. Дизайн-требования на стадии проекта обсуждаются, корректируются и утверждаются на заседаниях Совета Союза дизайнеров России. 21.2. Дизайн-требования подлежат утверждению, регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 21.3. Соблюдение дизайн-требований является обязательным для населения, предпринимателей и юридических лиц. 21.4. Нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов дизайн-деятельности, должны соответствовать Конституции РФ и текущему законодальству. Статья 22. Особенности сертификации результатов дизайн-деятельности Сертификация дизайн-продукции (дизайн-разработок и предметов дизайна) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии дизайн-заключения об их соответствии дизайн-требованиям. Статья 23. Дизайн-экспертиза 23.1. Дизайн-экспертиза: расследования, обследования, исследования, испытания, эстетические и иные виды оценок – проводятся органами и учреждениями государственной дизайн-службы Российской Федерации, а также организациями и экспертами, аккредитованными в установленном порядке. 23.2. Целями дизайн-экспертизы, проводимой на основе научных методов и нормативных актов, являются: – установление и предотвращение негативных факторов, угрожающих жизнедеятельности человека; – установление соответствия (несоответствия) проектно-технической документации объектов (изделий) дизайн-требованиям в соответствии с настоящим федеральным законом «О дизайн-деятельности в Российской Федерации». 23.3. На основании результатов дизайн-экспертиз главными дизайнерами государственной дизайн-службы, даются дизайн-заключения. 23.4. Порядок проведения дизайн-экспертиз устанавливается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный дизайн-надзор. 23.5. Органы и учреждения государственной дизайн-службы Российской Федерации, организации, аккредитованные в установленном порядке, и дизайн-эксперты несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 24. Государственный дизайн-надзор 24.1. Государственный дизайн-надзор включает в себя: – контроль за выполнением закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», а также качеством мероприятий, направленных на развитие дизайн-деятельности, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор; – меры пресечения нарушений Федерального закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения дизайн-требований, а также привлечения к ответственности лиц, их совершивших; – контроль за организацией дизайн-деятельности; – проведение дизайн-расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения негативных факторов, сдерживающих развитие дизаин-деятельности; – разработку предложений о проведении дизайн-мероприятий, направленных на улучшение организационной работы по обеспечению дизайн-деятельности; – обработка и анализ статистических данных в области дизайн-деятельности; – государственный учёт достижений отечественного дизайна; – анализ дизайн-деятельности как инструмента государственной экономической и социальной политики; 24.2. Государственный дизайн-надзор осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) государственной дизайн-службы Российской Федерации. Статья 25. Дизайн-мониторинг 25.1. Дизайн-мониторинг осуществляется для выявления и оценки состояния и перспектив дизайн-деятельности. 25.2. Дизайн-мониторинг проводится на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями Государственной дизайн-службы РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. 25.3. Порядок проведения дизайн-мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации. Глава V ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИЗАЙН-СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 26. Основные принципы организации и деятельности системы дизайн-службы Российской Федерации 26.1. Государственная дизайн-служба Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих контроль за соблюдением дизайн-нормативов при разработке и производстве продукции всех видов и форм назначения. 26.2. Система государственной дизайн-службы Российской Федерации включает в себя: – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением дизайн-нормативов разрабатываемой и выпускаемой продукции; – систему органов и учреждений государственной дизайн-службы РФ, созданной в установленном законом порядке с целью обеспечения нормативной базы дизайн-деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских учреждений и производственных предприятий всех форм собственности в России. 26.3. Организация деятельности системы Дизайн-центра Правительства Российской Федерации осуществляется Главным дизайнером, а также главными дизайнерами дизайн-центров субъектов Российской Федерации и главными дизайнерами городов и районов. 26.4. Главные дизайнеры органов исполнительной власти на всех административных и территориальных уровнях осуществляют деятельность, направленную на удовлетворение потребности общества в дизайн-разработках, а также осуществляют управление, мониторинг и контроль за дизайн-деятельностью в Российской Федерации. 26.5. Органы и учреждения дизайн-службы Российской Федерации, осуществляющие свои полномочия на основе субординации и подчинения нижестоящих органов – вышестоящим, вплоть до Министра государственной дизайн-службы Российской Федерации (главного дизайнера России). 26.6. Структура государственной дизайн-службы Российской Федерации, принципы её работы, цели и задачи, порядок назначения руководителей дизайн-службы определяются Положением о Государственной дизайн-службе, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Статья 27. Финансирование дизайн-службы Российской Федерации Финансирование государственной дизайн-службы Российской Федерации осуществляется за счёт: – средств федерального бюджета; – средств, поступивших за выполнение работ и оказание услуг учреждениям государственной дизайн-службы РФ по договорам с юридическими и физическими лицами; – средств, полученных от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения органам и учреждениям дизайн-службы расходов на проведение дизайн-мероприятий; – средств, полученных от издательской деятельности; – добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц на развитие дизайн-деятельности; – других не запрещённых законодательством Российской Федерации источников. Статья 28. Права органов и учреждений государственной дизайн-службы Российской Федерации на пользование имуществом и земельными участками 28.1. Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами и учреждениями государственной дизайн-службы РФ для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 28.2. Земельные участки, на которых размещаются здания, сооружения органов и учреждений государственной дизайн-службы РФ, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 29. Должностные лица Государственной дизайн-службы Российской Федерации 29.1. Должностными лицами государственной дизайн-службы Российской Федерации, уполномоченными осуществлять дизайн-деятельность в отношении существующей и вновь разрабатываемой продукции и осуществляющими государственный дизайн-надзор от имени органов и учреждений указанной службы являются: главные дизайнеры, их заместители, специалисты органов и учреждений дизайн-службы РФ (далее – должностные лица). Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять дизайн-деятельность и дизайн-контроль устанавливается постановлением о государственной дизайн-службе РФ, утверждаемым Правительством Российской Федерации. 29.2. Воздействие на должностных лиц, осуществляющих дизайн-деятельность и дизайн-контроль за выпускаемой и вновь разрабатываемой продукцией, с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности не допускается и влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 29.3. Должностные лица, осуществляющие дизайн-деятельность и дизайн-контроль, находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 29.4. Должностные лица, осуществляющие дизайн-деятельность и дизайн-контроль, имеют право на разработку и использование спецсимволики и спецодежды для повышения эффективности работы и функционирования работников дизайн-службы. 29.5. Право на замещение вакантных должностей дизайнеров и их заместителей имеют граждане России, получившие высшее художественно-промышленное образование и являющиеся членами Союза дизайнеров Российской Федерации. Статья 30. Права должностных лиц, осуществляющих дизайн-деятельность и дизайн-контроль 30.1. Должностные лица, осуществляющие дизайн-контроль при осуществлении своих служебных обязанностей и предъявлении служебного удостоверения, имеют право: – получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц информацию, связанную с дизайн-деятельностью; – проводить расследование случаев нарушения дизайн-нормативов и принципов дизайн-деятельности, а также случаев препятствования дизайн-деятельности; – иметь беспрепятственный доступ к хозяйствующим субъектам, имеющим отношение к выпуску, эксплуатации и разработке продукции промышленного и потребительского назначения с целью проверки соблюдения нормативов дизайн-деятельности; – посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования условий их проживания и выработки рекомендаций, направленных на ликвидацию имеющих место или возможных нарушений дизайн-нормативов; – проводить дизайн-оценку эстетического, функционального и эргономического качества всех видов продукции хозяйствующих субъектов; – составлять протокол нарушений федерального закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации». 30.2. При выявлении нарушений дизайн-требований должностные лица, осуществляющие государственный дизайн-надзор, имеют право давать физическим и юридическим лицам предписания, обязательные для их исполнения в установленные законом сроки; эти предписания могут содержать заключения: – об устранении выявленных нарушений; – о прекращении выпуска продукции; – о проведении мероприятий, направленных на улучшение качества выпускаемой продукции. Статья 31. Полномочия главных дизайнеров и их заместителей 31.1. Главные дизайнеры и их заместители наделяются следующими полномочиями: – рассматривать материалы и дела о нарушениях закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации»; – предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае его нарушений; – давать дизайн-заключения физическим и юридическим лицам; – давать физическим и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки; – накладывать административные ограничения в виде предупреждений или штрафов; – направлять в административные и правоохранительные органы материалы о нарушении закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» для возбуждения уголовных дел. 31.2. Главные дизайнеры и их заместители имеют право: – вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, направленные на улучшение дизайн-деятельности; – предлагать меры по обеспечению населения дизайн-разработками федерального и регионального уровня, а также на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; – направлять директивные материалы в финансово-кредитные организации о приостановлении операций физических и юридических лиц по расчётным и другим счетам в случае нарушений указанными лицами дизайн-требований при осуществлении ими работ по проектированию и изготовлению продукции и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ; – обращаться в органы государственной сертификации с требованиями о приостановке производства или изъятии продукции в случае установления её несоответствия дизайн-требованиям. 31.3. Главный дизайнер Дизайн-центра Правительства Российской Федерации наряду с общими должностными правами наделяется дополнительными полномочиями: – выдавать дизайн-заключения о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов норм проектирования, проектов государственных стандартов, проектов образовательных стандартов, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ, в том числе и программ эстетического освоения всех видов выпускаемой и вновь разрабатываемой продукции, направленной на обеспечение дизайн-разработкам социально-психологического комфорта населения; – утверждать нормативные документы, регламентирующие деятельность органов и учреждений государственной дизайн-службы Российской Федерации. 31.4. Главные дизайнеры субъектов Российской Федерации, а также городов и районов наделяются дополнительными полномочиями: – разрабатывать и вносить для утверждения в органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный дизайн-надзор, проекты дизайн-требований; – утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного дизайн-надзора. Статья 32. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор Должностные лица, осуществляющие государственный дизайн-надзор, обязаны: – своевременно и в полной мере обеспечивать условия, позволяющие контролировать качество дизайн-разработок и их результатов при производстве всех видов продукции; – устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения негативных факторов, связанных с нарушением дизайн-требований; – рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам поддержания и развития должного уровня дизайн-деятельности и её результатов; – информировать федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о дизайн-обстановке и о мерах, принимаемых органами и учреждениями государственной дизайн-службы РФ по обеспечению условий контроля за поддержанием должного уровня дизайн-деятельности при производстве всех видов выпускаемой и вновь разрабатываемой продукции, а также по обеспечению условий для проведения инновационных дизайн-разработок; – осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти всех уровней; – добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Статья 33. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор За сокрытие фактов и обстоятельств, создающих негативные факторы в дизайн-деятельности и за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностные лица, осуществляющие государственный дизайн-надзор, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Статья 34. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор 34.1. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного дизайн-надзора, главному дизайнеру государственной дизайн-службы Российской Федерации, а также в судебном порядке. 34.2. Жалоба рассматривается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 34.3. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемые действия до решения суда. Глава VI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА «О ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Статья 35. Ответственность за нарушение закона «О дизайн-деятельности в РФ» 35.1. За нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» устанавливается дисциплинарная и уголовная ответственность. 35.2. Административные взыскания за нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный дизайн-надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными данным Федеральным законом. 35.3. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» устанавливается законодательством Российской Федерации. Статья 36. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» Постановление о наложении штрафа на юридического лицо подлежит исполнению не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления – не позднее, чем через 15 дней со дня уведомления в письменной форме об отказе в опротестовании жалобы. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 37. Гражданско-правовая ответственность за причинение ущерба вследствие нарушения закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» Ущерб, причинённый личности или имуществу гражданина, а также ущерб, причинённый имуществу юридического лица вследствие нарушения закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации», подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившем ущерб, в полном объёме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава VII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона «О дизайн-деятельности в РФ» Настоящий закон «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» вступает в силу со дня его официального опубликования.
|