Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели и задачи настоящего Федерального закона 1.1. Настоящий Федеральный закон создаёт правовые основы развития и регулирования дизайн-деятельности во всех отраслях народного хозяйства России – в учреждениях, институтах, на предприятиях в других организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. 1.2. Настоящий Федеральный закон рассматривает дизайн-деятельность как одно из наиболее эффективных средств укрепления и подъёма экономики и культуры, сохранения и развития эстетической составляющей жизнедеятельности человека и создаваемой им предметной среды. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Дизайн (от английского design – замысел, цель, план, проект) – художественно-проектное творчество, особый вид абстрактно-образного креативного мышления и деятельности, возникший в процессе накопления и освоения естественнонаучных и гуманитарных знаний, а также развития искусства (особенно визуального), техники и технологий, составивших теоретико-практическую основу дизайнерского проектирования, имеющего целью улучшение условий человеческого существования. Дизайнер – художник-конструктор, проектировщик, владеющий знаниями всех составляющих дизайна, обладающий развитым эстетическим вкусом и соответствующими умениями. В своей проектно-дизайнерской деятельности он создаёт уникальные произведения дизайна, обеспечивает согласование характеристик человека и объекта дизайна с целью обеспечения максимально высокого функционального, производительного и эстетико-эмоционального эффекта. Дизайн-деятельность – художественно-проектное творчество, охватывающее все сферы человеческой деятельности и среды его обитания и направленное на решение задач по эффективному функциональному и эстетическому освоению существующей предметной среды и создаваемой продукции. Дизайн-мониторинг – государственная система наблюдений за дизайн-деятельностью с целью его контроля, регулирования, развития, прогноза и оценки. Зрительное восприятие – совокупность визуальных ощущений, возникающих в процессе формирования представлений об окружающей действительности. Зрительное восприятие связано с переработкой позитивной и негативной визуальной информации в ходе создания общего образа предмета или процесса. Государственный надзор дизайн-деятельности – деятельность по профилактике, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения дизайн-деятельности. Норматив дизайн-деятельности – установление в ходе научного исследования и практики допустимого максимального или минимального количественного и/или качественного значения комплексного или отдельно взятого показателя, характеризующего тот или иной эффект дизайн-деятельности. Экспертное заключение (в дизайне) – документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие эстетическому качеству и функциональному предназначению содержания проектно-технической документации, а также предметов и среды дизайн-деятельности. Статья 3. Обеспечение дизайн-деятельности 3.1. Обеспечение дизайн-деятельности осуществляется посредством: – дизайн-мониторинга; – разработки и реализации федеральных и региональных программ дизайн-деятельности; – осуществления оргмероприятий, определяющих развитие дизайн-деятельности во всех отраслях хозяйственной деятельности; – создания экономической заинтересованности в обеспечении эффективной дизайн-деятельности; – государственного нормирования дизайн-деятельности; – государственного надзора за обеспечением условий дизайн-деятельности, за её функционированием и развитием; – сертификации объектов (изделий), удостоверяющих их соответствие нормативам дизайн-деятельности; – научных исследований в области дизайна; – мер по своевременному информированию органов государственной власти о текущем состоянии дизайн-деятельности; – мер по обеспечению пропаганды достижений в сфере дизайн-деятельности; – мер по привлечению к ответственности за нарушение настоящего законодательства. 3.2. Финансирование мероприятий по обеспечению оптимальных условий дизайн-деятельности осуществляется за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств отраслевых хозяйств и других источников в соответствии с текущим законодательством. Статья 4. Виды дизайн-деятельности 1. Индустриальный дизайн – проектирование объектов (изделий) орудий труда, агрегатов, механизмов, оружия, средств транспорта и т. д. 2. Дизайн архитектурной среды – проектирование и строительство жилых и общественных зданий и сооружений, малых архитектурных форм, визуальных коммуникаций, рекламы, вечернего искусственного освещения, интерьеров жилых и общественных зданий, витражей, памятников, парковой скульптуры и т. д. 3. Ландшафтный дизайн – проектирование озеленения городских скверов, парков, улиц, площадей, зон отдыха и т. п. 4. Фитодизайн – проектирование и составление композиции букета, миниатюрного сада, интерьера с использованием растений. 5. Дизайн одежды и аксессуаров – проектирование одежды и другой швейной продукции, а также обувной, меховой и иной индустрии, производящей соответствующие товары. 6. Графический дизайн – проектирование и художественное оформление книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, торговых марок, фирменных знаков и т. п. 7. Компьютерный дизайн – графическое и пространственное проектирование, объёмное моделирование информационных и виртуальных систем различного назначения. 8. Арт-дизайн – проектирование синтетических и интегративных систем художественного и архитектурного формообразования. Статья 5. Законодательство РФ в области обеспечения дизайн-деятельностью психологического, функционального и эстетического комфорта населения Законодательство в области обеспечения дизайн-деятельностью социально-психологического комфорта населения России определяется Конституцией Российской Федерации и текущим законодательством и состоит из настоящего Федерального закона и иных относящихся к дизайн-деятельности нормативных правовых актов субъектов РФ. Статья 6. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом Настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области дизайн-деятельности и обеспечения дизайн-разработками юридических и физических лиц Российской Федерации. Статья 7. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения дизайн-разработками населения и юридических лиц К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения дизайн-разработками относятся: – определение основных направлений государственной политики в области дизайн-деятельности; – разработка, принятие и реализация федеральных целевых программ по дизайн-деятельности, а также научных, образовательных и научно-технических программ в данной области; – координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в области дизайн-деятельности; – государственный дизайн-надзор; – государственное регулирование дизайн-деятельности; – дизайн-мониторинг; – установление единой системы государственного учёта и отчётности дизайн-службы РФ; – подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о дизайн-деятельности в РФ; – координация научных исследований в области дизайн-деятельности; – международное сотрудничество и заключение международных договоров РФ в области дизайн-деятельности.
|