Профессионал может торговать комплектами деловой документации, но может ли он называть это фирменным стилем?
Когда я вижу или слышу словосочетание «Базовый комплект фирменного стиля: бланк, конверт, визитка» мне хочется плакать. На протяжении многих лет из-за невежества клиентов и лености дизайнеров понятия фирменный стиль и носители фирменного стиля сливаются в одно. Если бы имела место только терминологическая ошибка, не было бы предмета для разговора, но проблема в том, что подмена понятий выливается в ряд бессмысленных и неэффективных мероприятий. Фирменный стиль — это совокупность приемов (графических, цветовых, типографических, композиционных и пр.), которые обеспечивают запоминаемость и узнаваемость торговой марки, тем самым способствуя увеличению её ценности. Эти приемы также называются константами фирменного стиля и включают в себя: — знак и логотип; — цветовую гамму; — шрифтовую гамму; — универсальную модульную сетку и правила верстки; — стилеобразующие элементы и правила их использования; — фотостиль или стиль фирменных иллюстраций; — вообще любые универсальные правила и приемы, с помощью которых любой предмет, поверхность или интерактивная среда может стать носителем фирменного стиля. Носители фирменного стиля — это любые объекты, способные транслировать фирменный стиль в окружающее (как правило рыночное) пространство. Фирменного стиля без носителей как бы нет. Поэтому эти понятия и путают. Комплект деловой документации — не фирменный стиль, а один из его носителей, причем не самый удобный для показа характерных приемов и элементов фирменного стиля. Также носителями фирменного стиля могу быть: — интерьеры и экстерьеры; — сайт и интернет-реклама; — электронная презентация; — рекламные макеты в прессу; — наружная реклама; — оформление автотранспорта; — форма персонала; — сувенирная продукция; — телевидение и радио; — вообще любой предмет, поверхность, интерактивная среда и даже человек. Определить перечень необходимых носителей фирменного стиля помогает понятие точки контактапотребителя с брендом. Точка контакта — это носитель, с которым может соприкоснуться потребитель случайно (в виде рекламы) или обратившись в компанию с целью воспользоваться её услугами или товарами. Это соприкасание может быть визуальное, аудиальное, обонятельное или тактильное. Пример. Для таксопарка точками контакта и соответственно носителями фирменного стиля будут: оформление таксомоторов, марка автомобилей, форма таксистов, бейджики (нагрудные, панельные), мелодия ожидания при ответе оператора, музыка в автомобилях, имиджевые визитки, реклама в прессе, наружка, ТВ, сайт. Если деловая документация и присутствует как носитель фирменного стиля, то только по принципу «чтобы было» (для партнёров). И уж совсем глупо будет растрачивать силы и средства на оформление офиса, полиэтиленовые пакеты и папки. Что же неэффективного и бессмысленного в том, что сотни дизайнеров из года в год выдают за фирменный стиль «базовый комплект» деловой документации? А то, что в этом случае телега ставится впереди лошади: разрабатываются не универсальные правила, а конкретные носители. Особо одарённые и креативные дизайнеры могут уместить почти все константы на этих трёх клочках бумаги, показав и правила размещения логотипа, и цветовую палитру, и фирменный шрифт, и стилеобразующие элементы, и модульную сетку. В большинстве случаев картина намного печальнее: белый фон, кубик текста и логотип в левом верхнем углу. Из этого убогого комплекта клиент впоследствии пытается синтезировать некий эгрегор фирменного стиля, и перенести его на другие носители. Удручающие результаты такого подхода вокруг нас.
|